Поделиться:
15 июня 2013 00:00

Белая идея в XXI веке. Размышления

Человеческой истории известно богатое изобилие всевозможных течений общественной мысли, при помощи которых люди пытались ответить на очень непростые, а иногда на самые насущные вопросы. Развитие, эволюция человеческого духа и интеллекта — это всегда поиск, полемика, формулировка проблемы и стремление ее решить. Огромную роль в генезисе общественной мысли играли конкретные личности, вокруг наследия которых впоследствии вырастали школы, выполнявшие очень важную задачу — систематизацию, своего рода шлифовку интеллектуального продукта учителя. Не подлежит сомнению тот факт, что некоторые концепции (в основном — религиозно-философского, а не «прагматического» толка) оказались не востребованы, и сегодня являются лишь объектом исследования специалистов. Но мыслящего человека всегда будут тревожить как вопросы высокого порядка (о Боге, о смерти и жизни, о себе и о своем предназначении), так и более «земные» проблемы (о государстве и праве, об этикете и качестве жизни). И подобные рефлексии сложно себе представить без обращения к историческому наследию, в коем можно почерпнуть немало полезных истин, быть может, когда-то незамеченных или несправедливо забытых.
Вот теперь-то самое время задаться вопросом: кто мы, белые XXI века? Узкие специалисты, изучающие крошечный (по историческим меркам) период отечественной истории, который, к тому же, в первую очередь воспринимается не как борьба идей, а как чисто военное противостояние? Или мы все-таки наследники определенной мировоззренческой школы русских патриотов, чьи идеи до сих пор не известны значительной части наших сограждан? Наши оппоненты, безусловно, видят в современных белых людей первой категории, людей наивно и бессмысленно читающих мемуары боевых офицеров, слушающих слезливые романсы и облачающихся в униформу любимых ими цветных полков. В глазах скептиков мы, в лучшем случае, − ильиноведы, публикующие труды Ивана Александровича мизерными тиражами, которые, собственно говоря, и распределяются между членами уже сформировавшегося сообщества. Нам говорят, что Гражданская война давно закончилась, минуло уже почти сто лет с тех пор, как последние белые полки ушли за рубеж России, сегодня у страны другие проблемы и другие задачи, а статьи Струве, фон-Лампе и Солоневича никому не нужны. В подобном подходе и кроется, как мне думается, главная ошибка, которая приводит к неверным выводам.
Сто лет назад Россия не услышала белых. Мыслящая часть русского общества осознала угрозу большевизма значительно раньше подавляющего числа остального населения Российской империи. В этом, конечно, заключалась главная трагедия исторической России — уровень массового гражданского самосознания, подлинного и глубокого патриотизма оставлял желать лучшего. Отечественная монархия, к великому несчастью, не успела превратить большинство своих подданных в граждан, способных в нужное время дать решительный отпор любым революционным экстремистам. Русская патриотическая элита, составившая ядро Белого движения, прекрасно представляла — какие испытания готовят большевики России. Жертва Белого движения заключалась в том, чтобы спасти страну от будущего колоссального напряжения, которого она выдержать не сможет. Мир и покой, о котором говорил еще Петр Аркадьевич Столыпин, был для России, изнуренной тяжелейшей Великой войной 1914-1918 гг., необходим, как воздух. Ульянов же и его приемники были одержимы грандиозными проектами по переворачиванию мира с ног на голову, и о каком-то там отдыхе стоило позабыть. Весь ХХ век для России — это век поразительных перегрузок, век великих потерь, потерь самых здоровых и творческих сил. Большевики, сумевшие воспользоваться близорукостью наших народных масс, одержали военную победу, ликвидировав к 1922 году все белые фронты, но вспомним, что к середине 1980-х годов советская власть и ее прогнившая номенклатура привели Россию к пустым прилавкам, закупкам зерна зарубежом и грузом 200 из Афганистана... Затем страна, как будто бы, начала всё сначала, но вновь — советскими руками. Вновь опыт белых, взывавших к спокойному восстановлению, а не «смелым» экспериментам, остался незамеченным. Но кому от этого стало хуже — белым или России? Неужели до сих пор не очевидно, что наши сегодняшние претензии к власти, нужно переадресовывать, в том числе, и в 1917 год? Сегодня женщины России часто жалуются на то, что так трудно найти порядочного мужчину. Но не стоит ли вспомнить, какое количество лучших мужчин России подверглись репрессиям или были уничтожены в ходе военных действий на протяжении ХХ века?
Настоящее положение навевает мрачные мысли. Порой задаешься вопросом − а жива ли вообще Россия? Или просто еще шевелится по инерции? Жива ли еще русская культура? Или скоро мы будем жить в стране, в которой тон задают народы, для покорения и усмирения которых в XIX веке хватало пары дивизий? Если набраться оптимизма и поверить в то, что перспективы у нашей страны все-таки есть, и закат русского мира не так близок, как кажется, то спасительным средством для нас может служить именно Белая идея, Белый проект, отвергнутый уже дважды. Проект, призывающий к построению гражданского общества, взывающий не только к праву и стандартным европейским ценностям, но и к православной традиции, взращенной на русской почве. Пора, наконец, понять, что настало время спасать страну, спасать русский мир, спасать образ Божий в человеке, а не пускать пыль в глаза БАМами, полетами в космос и чемпионатами мира по футболу. Всё перечисленное прекрасно, но в том случае, если в стране, как минимум, не страшно жить, не страшно выйти на улицу. На смену «великим экспериментам» должна прийти белогвардейская − спокойная, продуманная, обстоятельная и сложная работа по возрождению страны и людей, которые еще соотносят себя с историческим наследием России. Другого шанса у нас не будет.